Алина Лесоводская: «Мы ищем самые востребованные программы для дошкольников»

30 марта 2017, 14:34
11e6b3af287306b61e13c21390bf4eac
Фото: iStock
Руководитель дошкольного направления «Рыбаков Фонда» — о новых подходах в образовании детей

Четыре года назад детский сад впервые стал самостоятельным уровнем общего образования. Это означало повышение требований к программам и методикам, которые используют воспитатели. Но большинство дошкольных учреждений пока ещё придерживаются традиционных методов обучения, проверенных временем. Мы встретились с руководителем дошкольного направления «Рыбаков Фонда» Алиной Лесоводской (проект Университет детства) и поговорили о том, какие подходы к развитию и образованию детей нужны сегодня.

536fc64b7d41ca36362d690217b4b540

— Алина, для кого предназначена дошкольная программа Университета детства?
— Программа дошкольного образования, которую мы разрабатываем и апробируем, предназначена для воспитателей, руководителей детских садов и других участников образовательного процесса, в том числе родителей. Но программа — лишь одно из направлений в рамках Университета детства.

— А что ещё?
— Мы запускаем разные проекты, а затем смотрим, насколько они могут быть востребованы. В частности, мы уже продемонстрировали информационный трек на прошлогодней конференции EdCrunch, собрали рекомендации по дошкольному образованию для российского гражданского форума, то есть работали с ассоциациями дошкольного образования в поле гражданских инициатив, и запустили Всероссийский конкурс стипендий и грантов имени Л.С. Выготского.

3230d26dffe4d6326cc22c79112343f3
Фото: iStock

— Какую задачу ставит перед собой проект?
— Мы продвигаем идею дошкольного образования, ориентированного на ребёнка. Это, в первую очередь, развитие личностных качеств каждого малыша, а также вовлечение родителей в образовательный процесс.

— Сейчас это не так?
— Да, к сожалению, сейчас дошкольное образование не совсем ориентировано на ребёнка. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, различные структурные факторы, связанные с численностью групп и количеством педагогов. Проще говоря, у воспитателей детских садов слишком большое количество детей в группах, поэтому они не имеют возможности отслеживать индивидуальную траекторию развития ребёнка и уделять ему персональное внимание. С другой стороны, те практики, которые используют педагоги, ориентированы на поддержание дисциплины, а не на всестороннее развитие ребёнка. Например, воспитатели до сих пор активно используют фронтальный метод обучения, где у педагога сохраняется главенствующая роль, что, само собой, исключает партнёрство с ребёнком. Мы хотим это исправить.

— Что уже сделано?
— Мы уже запустили апробацию нашей программы в пяти регионах на площадках 18 детских садов. Сегодня около 60 участников проходят наши тренинги. Также за время существования проекта нам удалось сформировать большой экспертный совет. Он состоит из ведущих российских и зарубежных экспертов в области дошкольного образования — все они поддерживают миссию проекта и ценности, которые продвигает Университет детства. В числе наших экспертов Елена Бодрова, главный научный сотрудник Mid-continent Research for Education and Learning в США и Елена Юдина, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук.

926133d0e722846f7337ec18993cf01c
Фото: iStock

— А как насчёт планов?
— В этом году мы снова покажем наш трек в рамках конференции EdCrunch в сентябре. Кроме того, в перспективе хотим выделить дошкольный блок в отдельную конференцию в 2018 году. А в мае мы подведём итоги и назовём победителей конкурса стипендий и грантов имени Выготского.

Материалы по теме